Театр — искусство, отражающее пульс времени, потому всяческие попытки законсервировать его, удержать в манком прошлом заведомо обречены. Театр живет настоящим, но любит обращаться к классическим сюжетам, задавать вечные вопросы и искать на них ответы с оглядкой на сегодняшний день. Театральный гид Ася Глушенкова собрала три спектакля, в которых классика оживает в современной интерпретации и открывается зрителю новыми гранями.
«Тартюф», Театр им. Ленсовета
«Оставь надежду, всяк сюда входящий», — гласит надпись над вратами в дантовский ад. Над мрачным домом Оргона из спектакля «Тартюф» в Театре им. Ленсовета тоже могла бы гореть эта надпись. Режиссер Роман Кочержевский преподнес пьесу Мольера так, что смех исчез из нее как атавизм. «Тартюф» зазвучал жестокой драмой, а не легкой комедией, и сменил декорации на современный лад.
Одиночеством пропитаны все стены неприветливого и холодного дома Оргона. Черные дыры дверных проемов, пустые простенки, груды хлама на авансцене. И абсолютно одинокие люди, которых судьба столкнула под этой крышей. Они слепы и глухи друг к другу.
⠀
Каждый герой проходит свое чистилище в одиночестве. Оргон жаждет быть понятым, он ищет глаза, которые бы внимательно смотрели на него и были бы рядом. И находит Тартюфа и видит в нем свое спасение. Традиционно смешной Александр Новиков в роли Оргона берет совсем другую палитру: тут он растерян, тревожен, резок и грустен сквозь полуулыбку.
«Тартюф». Фото: театр Ленсовета
Одиночество поджидает даже брутального приживалу Тартюфа, который потеряв надежду быть рядом с хозяйкой дома, за несколько минут утрачивает всю спесь. Олег Фёдоров играет Тартюфа выдержано, но выжигает напалмом полутонов все вокруг себя.
⠀
Хочется обнять их всех разом и рассказать, что будет день и «они увидят небо в алмазах и отдохнут!». Но они не отдохнут, финал спектакля не оставит шанса. Весь этот холодный дом и его бывшие обитатели растворятся в густом тумане без следа. Сходите на «Тартюфа» в Театр им. Ленсовета если вы считаете одноименную пьесу абсолютной комедией.
«Братья Карамазовы», МДТ – Театр Европы
Спектакль-мощь, в котором в репликах всего семи персонажей романа собрана целая энциклопедия людских пороков и добродетелей. В «Братьях Карамазовых» ощущаешь себя на стыке миров, где низкое и возвышенное сходятся на два часа перед тобой на авансцене, смотрят в упор и обнажают твои собственные темные уголки души.
Идеально вычищенное от мелочей, монохромное пространство сцены еще резче вырисовывает душевные абрисы героев и подпитывает ощущение обнаженности перед Богом: перпендикулярно зрительному залу движется огромная тяжеловесная стена, которая отделяет мир Карамазовых (равно и наш с вами) от того чистого мира, где вел свою монашескую жизнь Алеша Карамазов. А огромный луч прожектора, словно божественный всевидящий взгляд, следит за героями.
При этом сценическая версия МДТ вобрала в себя остроту и горечь только семи героев романа: Федора Павловича Карамазова, трех его законнорожденных сыновей, Павла Смердякова, Грушеньки и Катерины Ивановны. Но, бог мой, какой накал и нерв у каждого из них!
В режиссерской версии Льва Додина роман Достоевского остается без описательных нюансов и дает зрителям ощутить мощь замысла писателя.
«Братья Карамазовы» МДТ. Фото: Виктор Васильев
«Ромео и Джульетта», ТЮЗ им. А.А. Брянцева
Взять шекспировский сюжет, сбить лишний пафос, махнуть в звенящее настоящее и рассказать историю не закостенелым взрослым языком, а бойким и жарким подростковым словом.
⠀
«Ромео и Джульетта» — спектакль бунтарский, музыкальный, динамичный, напитанный до краев энергией молодой труппы театра! Шекспировский сюжет «переехал» в нашу современность, окрасился нашей музыкой (например, Rolling Stones, Paolo Conte и «Мальчик бананан»), оделся в нашу расслабленную одежду и не дает шанса зрителям оторвать внимание от сцены. Причем зрителям всех возрастов.
⠀
Ты только попадаешь в зал, а действие уже идет. На заброшенном стадионе, среди жестяных бочек и раскиданных обломков античных статуй (слом старых устоев?) тренируются две бейсбольные команды Монтекки и Капулетти, задирают друг друга, отрабатывают пасы и разминаются. И мы будто тоже сидим на трибунах этого стадиона и наблюдаем, как сложится матч двух семей.
«Ромео и Джульетта». Фото: Наталья Кореновская
А потом появляются они: маленькая бунтарка Джульетта в исполнении Анны Слынько и влюбчивый и задумчивый Ромео Дмитрия Ткаченко. Не картинные, а очень жизненные, живые, трогательные, бегущие из крайности в крайность.
⠀
Для меня ТЮЗовская версия «Ромео и Джульетты» в равной степени стала историей о страстной любви и о том, как взрослые способны подтолкнуть детей к безвозвратной точке, а потом в финале сидеть на трибуне заброшенного стадиона, смотреть на гибель любви и бездействовать.